Сегодня наши школьники из оздоровительного лагеря «Дружба» вместе с учителями Т.Г. Жуковой и Н.А. Жиденковой и вожатыми Яной Чивиковой и Ариной Новиковой побывали на экскурсии в Сещинском музее интернационального подполья, а также встретились с ветераном труда Лидией Ильиничной Васильковой, родственники которой в марте 1943 года были заживо сожжены фашистами в подлесных деревнях Хотен и Семенцы.
В годы Великой Отечественной войны вся семья Лидии Ильиничны была партизанской. Лидия Ильинична рассказывает: «В семье моего деда, участника Первой мировой войны (рядовой 324-го пехотного Клязьминского полка), лесника Романа Семёновича Анодина было 10 детей. Жили они на хуторе Лузганки, в километре от деревни Барковичи.
Однажды морозным декабрьским утром 1941 года в дом деда принесли раненого партизанского командира Адия Шарипова (Сашу-казаха). До войны он окончил институт и по распределению поехал работать учителем в посёлок Каскелен Алматинской области. Женился, был призван в армию, попал на западную границу, в город Белосток. В первые дни войны их часть приняла на себя удар врага. Дивизия, где служил Адий Шарипович, оказалась в окружении. Адий с 16 молодыми ребятами, захватив рацию, ушёл вглубь непроходимых белорусских болот. Связавшись с Большой землей по рации, он получил задание оставаться в тылу врага и организовать партизанский отряд. Надо сказать, что в Клетнянских лесах боролись с врагом люди разных национальностей.
И вот истекающий кровью партизан-казах оказался в доме моего деда. Здесь ему сделали операцию, единственным наркозом был стакан самогона. А моя мама, дочь лесника Евдокия Романовна, за одну ночь сшила раненому полушубок из овчины. Морозы были знатные, а его шинель оказалась прострелена во многих местах и вся пропитана кровью».
После войны Адий Шарипович Шарипов (1912 – 1993) стал учителем, писателем, учёным-филологом, возглавлял Союз писателей Казахстана, Институт литературы и искусства в Академии наук Казахстана. Занимал важные государственные посты в Казахской ССР: был министром образования, министром иностранных дел, заместителем председателя Совета Министров республики.
Перу Адия Шарипова принадлежат романы, повести и рассказы: «Дочь партизана», «Исповедь друга», «У могилы отца», «История одного полушубка», «Дочь степей», «Лекарь» и другие. Помимо этого он является автором более 350 научных и публицистических работ, исследований по педагогике. По его сценарию была поставлена кинокартина «Лесная баллада».
Лидия Ильинична продолжает свой рассказ: «Повесть «История одного полушубка» (М.: «Советский писатель», 1971) бывший партизанский командир посвятил моей маме, красивой и смелой девушке-комсомолке Евдокии Анодиной, которая до войны окончила 7 классов и работала в колхозе. Адий Шарипович пишет о том, что теплота человеческого участия сохранила ему жизнь в адовом пекле войны. Кстати, полушубок Шарипов сохранил и передал в один из музеев города Алма-Аты. И к маме он приезжал в гости после войны».
После этой истории со спасением Адия Шарипова Роман Семёнович Анодин, которому давно перевалило за пятьдесят, стал проводником 5-й Ворговской партизанской бригады имени Сергея Лазо. Он хорошо знал леса Ершичского, Дубровского и Клетнянского районов, давал приют в своём доме на хуторе Лузганки, у самого леса, партизанам, коммунистам, беглым военнопленным. Не одну группу военных провёл он к линии фронта.
Вместе с отцом в отряд ушли дочери Евдокия и Нина, сын Владимир. Евдокия была в полковой разведке, в 7-й роте 3-го батальона. Наравне с мужчинами несла службу, ходила на задания, участвовала в боях. А сестра Нина погибла в бою за деревню Далесичи.
После войны Евдокия Романовна Бондарева (по мужу) всю жизнь прожила в деревне Барковичи, у неё была большая семья. Её часто приглашали на встречи партизан, и к ней нередко приезжали товарищи по оружию. Встречались лесные мстители не только на местах боёв, но и в московской школе №888, где был музей 5-й Ворговской партизанской бригады имени Сергея Лазо.
Со слезами вспоминает Лидия Ильинична трагедию деревень Семенцы, Малашенков хутор, Лузганки, Хотен, Бельчик, колхоза «Красный Бор», жители которых были заживо сожжены немецко-фашистскими карателями и их пособниками 7-8 марта 1943 года.
«Все подлесные деревни были сожжены фашистами ещё летом 1942 года. Но люди вернулись на свои пепелища, идти было некуда. Построили землянки и жили там. В основном, это были старики, женщины и дети. 7-8 марта 1943 года нацисты провели новую карательную операцию. Они забросали гранатами землянки, в которых жили люди на Хотене, а потом облили их керосином и подожгли. Сгорело 28 человек.
А в Семенцах жителей загнали в старый, полуразрушенный сарай и подожгли. Заживо сгорело более 140 человек. Партизаны узнали об этом несколько дней спустя, пришли и похоронили останки погибших, которые уже стали растаскивать лесные звери, собрав обгоревшие кости и черепа в две большие бочки. У многих здесь погибли дети, сёстры, братья. Среди них была моя бабушка и мой полуторогодовалый дядя, мамин младший брат…»
Вспоминаются строчки из стихотворения учителя, ветерана войны Ивана Васильевича Дёмина «Память сердца» (Иван Васильевич и его ученики из Деньгубовской 8-летней школы много сделали для сохранения памяти о героях и жертвах Великой Отечественной войны своего подлесного края):
Здесь тишину ничто не нарушает,
Деревья молча, в трауре стоят.
Порой лишь ворон, с криком пролетая,
Заставит вздрогнуть, кверху бросить взгляд.
Заросшая дорога полевая
По косогору убегает вниз.
На пепелище старого сарая
Взметнулся к небу строгий обелиск.
Да, на месте трагедии стоит очень скромный обелиск, на котором нет даже имён невинно убиенных. И нет дороги, по которой можно было бы проехать к месту трагедии, положить цветы, вспомнить о тех, кто уже не вернётся, кто стал жертвой геноцида, погиб от реализации человеконенавистнической нацистской политики гитлеровской Германии и её союзников в годы Великой Отечественной войны.
Но память не должна умирать. Нет срока давности у преступлений против человека и человечества. О том, что случилось 80 лет, назад надо знать и помнить. Помнить, чтобы подобное не повторилось. Нигде и никогда.
Вот потому Лидия Ильинична Василькова, другие члены семей погибших от рук фашистов людей (Татьяна Ивановна Иванюшина, Валентина Ивановна Бунжукова, Александр Сергеевич Тюлягин, Елена Сергеевна Жигай, Владимир Григорьевич Щербаков, Инга Владимировна Щербакова), продолжая дело, начатое историком-краеведом Еленой Алексеевной Ивановой, учителем-фронтовиком Иваном Васильевичем Дёминым, ветераном партизанского движения Ниной Андреевной Тюлягиной, сегодня ведут активную работу по восстановлению исторической памяти, увековечению имён погибших, реконструкции мемориальных мест. Их поддерживают краеведы, поисковики, активисты-общественники из Клетнянского и Дубровского районов Брянщины, Смоленской области, Санкт-Петербурга.
Напомним, что 1 мая 2022 года в нашем районе началась реализация проекта «Чтобы помнили» Фонда всесторонней поддержки детей и молодёжи «Всё лучшее новому поколению» имени Фёдора Ивановича Михайлова (г. Санкт-Петербург) и инициативной группы из Смоленской и Брянской областей, с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.
Надеемся на поддержку администрации Дубровского района, Сергеевской сельской администрации, представителей малого бизнеса. Хочется верить, что к Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков на месте сожжённой нацистами в период временной оккупации в годы Великой Отечественной войны деревни Семенцы Дубровского района Брянской области будет увековечена в достойном выражении память о погибших 7-8 марта 1943 года женщинах, стариках и детях.
Мы благодарим Лидию Ильиничну за встречу, за воспоминания, за активную гражданскую позицию. Будьте здоровы, дорогая Лидия Ильинична!
|