8 декабря отмечается Международный день художника, который был учреждён в 2007 году Международной Ассоциацией «Искусство народов мира». К этому дню в рамках учебного курса «Основы исследовательской деятельности» мы подготовили небольшой материал о нашем земляке, художнике Александре Александровиче Андрееве, имя которого совершенно забыто на его малой родине.
Мы благодарим за помощь Евгению Николаевну Петрову, заместителя директора Государственного Русского музея по научной работе, Тамару Геннадьевну Чудиновскую, главного научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX-начала XXI вв. ГРМ, Ольгу Николаевну Горелую, заведующую отделом краеведческой литературы Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева, Ирину Александровну Гончарову, библиотекаря отдела краеведческой литературы Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева за оказанную помощь в сборе материала.
Андреев Александр Александрович — российский советский живописец, театральный художник, график,монументалист, педагог, член Ленинградского Союза художников, один из представителей ленинградской школы живописи 1930-х — начала 1940-х годов.
Александр Андреев родился 8 (20) апреля 1887 года в деревне СтараяСалыньСалынской волости Брянского уезда Орловской губернии (ныне это Дубровский район Брянской области) в крестьянской семье.
Упоминается эта деревня с XVII века в составе Подгородного стана Брянского уезда. В XVIII веке она находилась во владении Толызиных, Засекиных; позднее переходит к Тютчевым, Жабиным, Олсуфьевым и др. Деревня входила в приход села Голубеи. В 1900 году здесь была открыта церковно-приходская школа.
Среднее образование Андреев получил уже в Одессе, где в 1903 году окончил реальное училище. В 1903-1906 годах он работал в Киевской и Волынской губерниях Малороссии, сначала чертёжником, потом помощником техника-строителя, готовясь одновременно к поступлению на отделение архитектуры Академии художеств.
С 1906 года А. Андреев жил в Петербурге. В 1906-1910 годах занимался живописью и рисунком в «Новой школе живописи» под руководством М.Ф. Иванова, Д.И. Киплика, В.И. Быстренина. Одновременно учился в Высшем художественном училище (ВХУ при ИАХ, не окончил), сначала в мастерской Ф.А. Рубо, а в 1910-1915 годах под руководством профессора Д.Н. Кардовского. Однако систематического художественного образования Андреев так и не получил.
С 1906 года А. Андреев участвовал в выставках, в том числе в самой первой авангардной русской выставке «Венок» – с 1908года. Он был членом и экспонентом различных художественных объединений:«Треугольник» - 1908-1910 гг.; «Новая школа» - 1917 г.; Общество окончивших училище Штиглица – 1917 г.; Сорабис (секция ИЗО) - с 1919 г.; Объединение новых течений в искусстве - 1922-1923 гг.; Ассоциация художников революционной России (АХРР) – 1922 г., 1926 г., 1927 г.
Александр Андреев был членом творческого сообщества «Квартира №5». Это вполне конкретный петроградский адрес (Университетская набережная, дом 17) в здании Академии художеств, где в одной из служебных квартир стали собираться в середине 1910-х годов молодые художники, поэты, писатели, музыканты, критики. Зародившееся здесь содружество вышло за рамки конкретного места и времени и стало обозначением тенденции в искусстве Петрограда, просуществовавшей вплоть до середины 1920-х годов. Это весьма яркий и значимый эпизод в истории отечественного авангарда и художественной жизни Петрограда времени Первой мировой войны и первых послереволюционных лет.
Андреев декорировал фестивали в революционном Петрограде.В 1919 году принимал непосредственное участие в защите города от Юденича.
В 1922-1930 годах А.А. Андреев был заведующим отделом ИЗО Петро(Лен)пролеткульта. В 1932 году стал членом-учредителем Ленинградского Областного Союза советских художников, членом Союза художников СССР.
В 1918-1921 годах Александр Александрович преподавал в Петроградских свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ), в 1930-1932 годах – в Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ) в должности профессора живописи и композиции.
Среди основных произведений, созданных А. Андреевым в станковой живописи, картины «Красногвардейцы», «Пролетариат» (1918-1923), «Вождь» (1925, совместно с О.А. Пчельниковой и И.Н. Гурвичем), «Молотьба в колхозе» (1931), «Манёвры РККА» (1932), «Ремонт диабазовой мостовой», «Беломоро-Балтийский канал. У Онежского озера», «Сталин, Ворошилов и Киров на Беломоро-Балтийском канале» (все 1935), «Конструкторы турбин» (1936), «В. Ленин на митинге в 1921 году» (1937), «Конструкторы на Кировском заводе в Ленинграде» (1938) и другие.
В этот же период художник выполнил несколько акварелей («Красная гвардия», «Атака», «Гончары на базаре») и плакатов(«За диктатуру пролетариата», «1 Мая»).
Помимо живописи, в 1912-1917 годах А. Андреев много занимался сценографией. Среди лучших своих работ в этой области художник называл оформление спектаклей «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Аида» Дж. Верди и «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, выполненные для Театра музыкальной драмы. А были ещё «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова для того же Театра музыкальной драмы, «Европа» У. Уитмена для театра Пролеткульта…
После революции А. Андреев активно участвовал в преобразовании художественной жизни, был членом Оргбюро Пролеткульта, избирался делегатом двух Всесоюзных культсъездов, членом Ленсовета двух созывов.
В 1930-е он много работал в жанре тематической картины, участвуя в крупнейших выставках предвоенного десятилетия, в том числе в Первой выставке ленинградских художников 1935 года в Государственном Русском музее.
Первая выставка ленинградских художников, открывшаяся 24 апреля 1935 года в залах Государственного Русского музея, стала важным событием художественной жизни Ленинграда и крупнейшим для Ленинградского областного Союза советских художников (ЛОССХ) за три года его существования.Выставка впервые объединила практически весь творческий актив Ленинграда, её участниками стали 282 художника. Среди них А.А. Андреев,И.И. Бродский,В.В. Лебедев,К.С. Малевич,К.С. Петров-Водкин, В.А. Серов.
А.А. Андреев принимал участие и в других знаковых художественных выставках: «XV лет РККА» (1933), «Индустрия социализма» (1939).
После начала Великой Отечественной войны А.А. Андреев оставался в Ленинграде. Блокада Ленинграда, по разным оценкам, унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города. Только за декабрь 1941-го года Ленинград потерял 52 881 человек. 97% погибли от голода. В конце 1941 года во время блокады Ленинграда в возрасте 54 лет погиб от истощения и наш земляк, художник Александр Александрович Андреев.
Произведения А.А. Андреева сегодня находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
В письме из Государственного Русского музея нам сообщили, «что в собрании музея действительно хранится одно произведение Александра Александровича Андреева: «Ремонт диабазовой мостовой», 1934-1935. Холст, масло. 149х282. Поступило в 1935 году с 1-й выставки ленинградских художников. Опубликовано в Генеральном каталоге ГРМ, том. 8, литера «А-В», PalaceEdition. СПб, 1997, с. 26.
Кроме того, в собрании ГРМ хранится произведение, написанное Андреевым в соавторстве с Н.Д. Ульяновым: «Революция». Панно. 1928-1929. Холст, масло. 560х545. На обороте надпись чернилами: Выполнено в лаборатории Ленпролеткульта. Исп. А.А. Андреев и Н.Д. Ульянов 1928-1929 Октябрь. Поступило из Государственного музея Революции РСФСР в 1953 году. В указанном каталоге опубликовано на с. 27».
К сожалению, на сегодняшний день это вся информация, которую нам удалось найти о нашем земляке из деревни Старая Салынь, российском художнике Александре Александровиче Андрееве. Интернет, книги из областной библиотеки и письма из Государственного Русского музея помогли нам в этом. Но поиск продолжается. Поскольку А.А. Андреев преподавал в ИНПИИ, могут быть какие-то данные о нём в Архиве Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Надеемся и на информацию из «Архива муз» – Российского государственного архива литературы и искусства. Ведь это крупнейшее хранилище России, в 3285 фондах которого сосредоточены богатейшие материалы (свыше 1 млн. 700 тыс. единиц хранения) по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры.
Но самое главное,на наш взгляд, нам удалось сделать. Имя Александра Александровича Андреева, российского советского живописца, театрального художника, графика, монументалиста, педагога, вернулось из забвения на его малую родину.
|